Адрес: 107497, Москва, ул. Иркутская, дом 17, строение 3, подъезд 2, этаж 4, офис 11 подробнее
E-mail: info@tehdizain.ru
Григорий Барышников, руководитель отдела продвижения международной группы компаний "Световые Технологии".
В 1992 году окончил МХТИ им. Менделеева Д.И. в Москве. В компании "Световые Технологии" работает более 9 лет. За это время прошел путь от менеджера по развитию бизнеса до руководителя отдела продвижения.
А.Р.: Можно ли говорить, что освещение торговых пространств подчиняется общим правилам?
Г.Б.: Каких· либо общих принципов освещения магазинов не существует, есть общие нормы и требования для освещения торговых помещений. Однако свет - мощный инструмент продаж, и это владельцы магазинов сейчас хорошо понимают. Поэтому при выборе световых приборов все зависит от концепции конкретного бренда, его направленности, стиля: молодежный или, напротив, респектабельный, агрессивно-яркий или консервативный, - а также типа конкретного помещения. Именно этим определяется и стиль освещения. В то же время существует общепринятая классификация магазинов, как по размерам торгового зала, так и по типу товаров, и эта классификация, несомненно, сказывается на выборе способа освещения и используемого оборудования. Есть и выраженное зонирование, которое тоже нужно учитывать при проектировании освещения.
А.Р.: Давайте начнем с самых больших магазинов - гипермаркетов и супермаркетов. Как следует правильно их освещать?
Г.Б.: Главное с точки зрения света в гипермаркетах и супермаркетах - общее освещение торгового зала. Именно ему следует уделить при проектировании особое внимание. Освещение должно быть равномерным, с хорошей цветопередачей, не слепить покупателей и продавцов, при этом ярким и в то же время экономичным. Хотя достаточным считают уровень освещенности в 400 - 600 люкс, на практике крупные магазины самообслуживания стремятся к более сильному освещению, поэтому цифры 1-1.5 тысячи люкс и выше - не редкость. Кстати, такого уровня освещенности вполне достаточно для работы кассиров: отдельно подсвечивать кассовые зоны в этом случае не обязательно, правда, при этом необходимо учитывать норму коэффициента пульсации. Общее заливающее освещение в торговых залах гипер- и супермаркетов, как правило, выполняется с помощью подвесных линейных магистральных систем и модульных систем с люминесцентными лампами: светильников НВ ("колокольчиков" с зеркальным отражателем) с металлогалогенными лампами МГЛ. При проектировании световой установки для больших площадей возникает вопрос экономичности использования светового оборудования с учетом дефицита энергомощностей, выделяемых под освещение. Число заказчиков энергосберегающего оборудования заметно увеличивается с каждым годом, и мы, зная основные тенденции рынка, активно развиваем ассортимент экономичных приборов с электронными балластами и лампами Т5. Подсчитано, что использование ЭПРА вместо ЭМПРА в люминесцентных светильниках при освещении гипермаркета дает экономию электроэнергии порядка 30%. Если в Европе экономят из-за дороговизны электроэнергии и заботы об экологии, то в России другая проблема - катастрофически не хватает выделенных мощностей. Учитывая планируемую либерализацию национальной энергосистемы, тема экономии стала актуальной и для нас.
А.Р.: Освещение магазинов средней и малой площади отличается от освещения супермаркетов?
Г.Б.: Магазины средней и малой площади требуют иного подхода к освещению. Здесь меняется соотношение общего и акцентирующего света: роль общего уменьшается, а акцентного возрастает. В магазинах одежды, к примеру, можно вообще все освещение сделать с помощью прожекторов, добавив подсветку в зоне кассы. Большинство продовольственных магазинов предпочитает общее освещение с использованием бюджетных люминесцентных растровых светильников, уделяя повышенное внимание подсветке витрин.
В магазинах среднего и малого размера находят широкое применение так называемые карданные системы, объединяющие несколько независимо вращающихся светильников в одном корпусе. Чаще они используются для создания световых акцентов. Как общее, так и "акцентирующее" освещение может быть реализовано с помощью обычных или поворотных светильников с металлогалогенными лампами различной мощности.
А.Р.: Как правильно осветить витрину с товаром внутри магазина?
Г.Б.: Для подсветки витрин с товаром обычно применяются компактные линейные светильники с трубчатыми люминесцентными лампами. Все чаще в них используются лампы Т5 с ЭПРА. Также довольно часто используются "точечные источники", такие как зеркальные галогенные лампы, реже - светодиоды. Опять же, здесь многое зависит от того, какой товар находится на витрине.
А.Р.: Какого освещения требуют рабочие и служебные зоны магазина?
Г.Б.: Главные из рабочих зон магазина - кассовые. Здесь важнее всего достаточный уровень горизонтальной освещенности. Для его обеспечения часто используется дополнительная подсветка с помощью подвесных светильников небольшой мощности или трековых систем. Какой-то особый подход здесь не требуется: покупатель уже "соблазнен" и его выбор сделан.
Зоны отдыха в российских магазинах пока еще редкость, их освещение должно быть комфортным. Особое внимание следует уделять аварийному освещению. В кассовых зонах, например, использовать аварийные светильники с автономным электропитанием.
Освещение служебных помещений - комнат персонала и администрации, складов, вспомогательных цехов, - не отличается от освещения офисов и производственных площадей. В России к нему часто подходят по "остаточному принципу".
Российские нормы по освещению магазинов
Помещение | Плоскость*, для которой нормируется освещенность, и ее высота над полом, м | Освещенность поверхности, лк |
Торговые залы супермаркетов и гипермаркетов | Г, 0,8 | 500 |
Торговые залы магазинов одежды, обуви, тканей, меховых изделий, книжных, парфюмерных, ювелирных, электротоваров и продовольственных магазинов без самообслуживания | Г, 0,8 | 300 |
Торговые залы продовольственных магазинов самообслуживания | Г, 0,8 | 400 |
Торговые залы магазинов мебели, спортивных товаров, стройматериалов, бытовой техники, игрушек, канцелярских товаров | В, 1,5 | 200 |
Примерочные | Г, 0,8 | 300 |
Помещения для подготовки товаров к продаже | Г, 0,8 | 300 |
Кассы | Г, 0,8 | 500 |
Г-горизонтальная, В-вертикальная
Нормы по искусственному освещению помещений основных групп общественных зданий устанавливает СНиП 23-05-95 и отраслевые нормативы.
© 2005-2024 «Техдизайн»
Продажа светильников и сервис!
Разработка Студия.ру
Перезвоните мне
Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.
Купить в 1 клик
Заказать модификацию