Заказать звонок

+7 495 771 76 61

Адрес: 107497, Москва, ул. Иркутская, дом 17, строение 3, подъезд 2, этаж 4, офис 11 подробнее

E-mail: info@tehdizain.ru

0

Освещение магазинов

Григорий Барышников, руководитель отдела продвижения международной группы компаний "Световые Технологии".

В 1992 году окончил МХТИ им. Менделеева Д.И. в Москве. В компании "Световые Технологии" работает более 9 лет. За это время прошел путь от менеджера по развитию бизнеса до руководителя отдела продвижения.  

А.Р.: Можно ли говорить, что освещение торговых пространств подчиняется общим правилам?

Г.Б.: Каких· либо общих принципов освещения магазинов не существует, есть общие нормы и требования для освещения торговых помещений. Однако свет - мощный инструмент продаж, и это владельцы магазинов сейчас хорошо понимают. Поэтому при выборе световых приборов все зависит от концепции конкретного бренда, его направленности, стиля: молодежный или, напротив, респектабельный, агрессивно-яркий или консервативный, - а также типа конкретного помещения. Именно этим определяется и стиль освещения. В то же время существует общепринятая классификация магазинов, как по размерам торгового зала, так и по типу товаров, и эта классификация, несомненно, сказывается на выборе способа освещения и используемого оборудования. Есть и выраженное зонирование, которое тоже нужно учитывать при проектировании освещения.

А.Р.: Давайте начнем с самых больших магазинов - гипермаркетов и супермаркетов. Как следует правильно их освещать?

  Г.Б.: Главное с точки зрения света в гипермаркетах и супермаркетах - общее освещение торгового зала. Именно ему следует уделить при проектировании особое внимание. Освещение должно быть равномерным, с хорошей цветопередачей, не слепить покупателей и продавцов, при этом ярким и в то же время экономичным. Хотя достаточным считают уровень освещенности в 400 - 600 люкс, на практике крупные магазины самообслуживания стремятся к более сильному освещению, поэтому цифры 1-1.5 тысячи люкс и выше - не редкость. Кстати, такого уровня освещенности вполне достаточно для работы кассиров: отдельно подсвечивать кассовые зоны в этом случае не обязательно, правда, при этом необходимо учитывать норму коэффициента пульсации. Общее заливающее освещение в торговых залах гипер- и супермаркетов, как правило, выполняется с помощью подвесных линейных магистральных систем и модульных систем с люминесцентными лампами: светильников НВ ("колокольчиков" с зеркальным отражателем) с металлогалогенными лампами МГЛ. При проектировании световой установки для больших площадей возникает вопрос экономичности использования светового оборудования с учетом дефицита энергомощностей, выделяемых под освещение. Число заказчиков энергосберегающего оборудования заметно увеличивается с каждым годом, и мы, зная основные тенденции рынка, активно развиваем ассортимент экономичных приборов с электронными балластами и лампами Т5. Подсчитано, что использование ЭПРА вместо ЭМПРА в люминесцентных светильниках при освещении гипермаркета дает экономию электроэнергии порядка 30%. Если в Европе экономят из-за дороговизны электроэнергии и заботы об экологии, то в России другая проблема - катастрофически не хватает выделенных мощностей. Учитывая планируемую либерализацию национальной энергосистемы, тема экономии стала актуальной и для нас.

А.Р.: Освещение магазинов средней и малой площади отличается от освещения супермаркетов?

Г.Б.: Магазины средней и малой площади требуют иного подхода к освещению. Здесь меняется соотношение общего и акцентирующего света: роль общего уменьшается, а акцентного возрастает. В магазинах одежды, к примеру, можно вообще все освещение сделать с помощью прожекторов, добавив подсветку в зоне кассы. Большинство продовольственных магазинов предпочитает общее освещение с использованием бюджетных люминесцентных растровых светильников, уделяя повышенное внимание подсветке витрин.

В магазинах среднего и малого размера находят широкое применение так называемые карданные системы, объединяющие несколько независимо вращающихся светильников в одном корпусе. Чаще они используются для создания световых акцентов. Как общее, так и "акцентирующее" освещение может быть реализовано с помощью обычных или поворотных светильников с металлогалогенными лампами различной мощности.

А.Р.: Как правильно осветить витрину с товаром внутри магазина?

Г.Б.: Для подсветки витрин с товаром обычно применяются компактные линейные светильники с трубчатыми люминесцентными лампами. Все чаще в них используются лампы Т5 с ЭПРА. Также довольно часто используются "точечные источники", такие как зеркальные галогенные лампы, реже - светодиоды. Опять же, здесь многое зависит от того, какой товар находится на витрине.

А.Р.: Какого освещения требуют рабочие и служебные зоны магазина?

Г.Б.: Главные из рабочих зон магазина - кассовые. Здесь важнее всего достаточный уровень горизонтальной освещенности. Для его обеспечения часто используется дополнительная подсветка с помощью подвесных светильников небольшой мощности или трековых систем. Какой-то особый подход здесь не требуется: покупатель уже "соблазнен" и его выбор сделан.

Зоны отдыха в российских магазинах пока еще редкость, их освещение должно быть комфортным. Особое внимание следует уделять аварийному освещению. В кассовых зонах, например, использовать аварийные светильники с автономным электропитанием.

Освещение служебных помещений - комнат персонала и администрации, складов, вспомогательных цехов, - не отличается от освещения офисов и производственных площадей. В России к нему часто подходят по "остаточному принципу".

Российские нормы по освещению магазинов

Помещение Плоскость*, для которой нормируется освещенность, и ее высота над полом, м Освещенность поверхности, лк
Торговые залы супермаркетов и гипермаркетов Г, 0,8 500
Торговые залы магазинов одежды, обуви, тканей, меховых изделий, книжных, парфюмерных, ювелирных, электротоваров и продовольственных магазинов без самообслуживания Г, 0,8 300
Торговые залы продовольственных магазинов самообслуживания Г, 0,8 400
Торговые залы магазинов мебели, спортивных товаров, стройматериалов, бытовой техники, игрушек, канцелярских товаров В, 1,5 200
Примерочные Г, 0,8 300
Помещения для подготовки товаров к продаже Г, 0,8 300
Кассы Г, 0,8 500

Г-горизонтальная, В-вертикальная

Нормы по искусственному освещению помещений основных групп общественных зданий устанавливает СНиП 23-05-95 и отраслевые нормативы.

Поделиться

перейти в список статей

Техдизайн Контакты:
Адрес: ул. Иркутская, дом 17, строение 3, подъезд 2, этаж 4, офис 11 107497 Москва,
Телефон:+7 495 771-60-61, Телефон:+7 495 771-76-60, Телефон:+7 495 771-76-61, Факс:+7 495 739–70–70, Электронная почта: info@tehdizain.ru
Мы в социальных сетях

© 2005-2024 «Техдизайн»
Продажа светильников и сервис!

Разработка Студия.ру

 

Купить в 1 клик

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 

Заказать модификацию

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 
  • Размеры помещения

    Длина м
    Ширина м
    Высота м
  • Выбор светильника

    Тип помещения

Рассчитать