0

Инновационные технологии в ЖКХ

В большинстве регионов России давно закончилась подготовка коммунальных служб к зимнему периоду, завершены работы по благоустройству территорий. Все происходит «в рабочем порядке», вопросы, возникающие на местах методично отрабатываются по мере поступлений. В сфере городского хозяйства все протекает в привычном русле.

 Вразрез с традициями с этой осени многие соотечественники заметили изменения в платежных документах за коммунальные услуги. Эти «новости» уже не в первый раз дают понять жителям многоквартирных домов о необходимости дополнительно «раскошелиться». Однако, все не так просто, основой для новых преобразований стала назревшая необходимость проведения более точного расчета по коммунальным услугам каждого многоквартирного дома. В крупных городах этот вопрос уже давно успешно разрешается за счет инициативной установки общедомовых и квартирных узлов учета и применения схем расчета энергоресурсов с нанимателями и собственниками помещений. Осталось навести порядок в расчетах между жильцами одного дома, где поквартирный учет не внедрен (или внедрен частично) и поставить заслон злоупотреблениям в распределении ресурсов. Прежние схемы расчетов, на первый взгляд, были предельно просты — из потребляемых ресурсов по общедомовому учету сначала вычитывались показания квартирных счетчиков, а все остальное распределялось согласно нормативам по жильцам, не имевшим таковых. В дополнение управляющим компаниям разрешалось использование 5% от потребления на хозяйственные нужды. На самом деле реальная картина во многом исказилась, там, где потребление было полностью прозрачным (например, электроэнергия счетчики установлены у всех жильцов), а хозяйственные нужны заключались в освещении подъездов и энергопотребления домофонов, 5%-ных ресурсов хватало с избытком. В случаях с электричеством большая часть злоупотреблений приходилась на самих «управленцев», успешно подключавших от жилых домов ларьки. Что касается воды, то картина обратная. Жильцы, не установившие приборов квартирного учета, явно превышают свои нормативы, а зачастую и сдают квартиры, где никто не прописан. Накапливающиеся долги перед ресурсоснабжающими организациями становятся угрожающими (способными привести к отключению всего дома за долги). Вопрос начал кардинально решаться с выходом ПП РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.08.2012), согласно которому введен новый порядок предоставления коммунальных услуг пользователям жилых помещений. Очевидно, что наиболее простым способом расчета была бы установка квартирных счетчиков на все ресурсы, но пока сами жильцы не примут волевых решений по их установке и дальнейшей эксплуатации, борьба со злоупотреблениями остается актуальной.

 Теперь немного о благоустройстве. В этом году в Москве прошел уникальный эксперимент — в работах по благоустройству дворов многоквартирных жилых домов участвовали жители. Участвовали на этапах от планирования до соинвестирования работ. В этом нет ничего удивительного, ведь, как это показывают опросы общественного мнения, основной проблемой россиян была признана деятельность ЖКХ. Инициативные жители не только обеспокоены оплатой своих счетов, но и низким качеством работ по благоустройству. Самое главное, когда фантазия с позиции жителей выходила за рамки бюджета на данную дворовую территорию, ими охотно поддерживались инициативы соинвестирования работ или дополнительного оборудования детских площадок.

 Подобное соотношение обеспокоенности и стремления самостоятельно решать судьбы домов и прилегающих территорий указывает на вполне логическое понимание ситуации — желание контролировать качество услуг и потраченные средства.

 Еще одна составляющая общей инициативы проявилась позднее, жителями во дворах, где работы проводились с их участием, всячески пресекаются вандальные действия, очевидно более бережное отношение к элементам детских городков.

 Так, где же золотая середина, позволяющая найти выход в желании иметь качественные услуги и быть уверенным при отсутствии злоупотреблений? В Жилищном кодексе РФ заложены варианты самоуправления многоквартирными жилыми домами. Целью реформ ЖКХ с самого начала являлось активное вовлечение собственников помещений в процесс содержания и управления зданиями. На практике взять на себя полное содержание осмелились единицы. Проводя анализ эффективности управления многоквартирными жилыми домами, очевидно следующее — жильцы в домах ТСЖ зачастую имеют более качественные услуги, но и более дорогие.

 Вариантом реализации подобных инициатив могли бы стать выделенные в отдельные группы виды услуг. Многие процессы по обслуживанию объектов городского хозяйства возможно представить как отдельные «группы», назовем их «модули».

 Модуль - это совокупность мероприятий по содержанию отдельно взятого объекта (выделенной части объекта по направлению деятельности), обусловленной его содержанием в течение определенного периода времени. «Модуль» как финансово-экономический вид деятельности создается с целью проведения мероприятий с получением прибыли. Любой создаваемый модуль должен быть реализован в рамках проекта и выкуплен на конкурсной основе. Для работы по финансированию модуля с победителем конкурса заключается сервис-контракт (многим уже известны сервис-контракты, которые заключаются на поставку и техническое обслуживание различной крупной офисной техники).

 При первом приближении все это требует больших финансовых затрат и привлечение квалифицированного персонала, но если разобрать процессы более детально, появляется другая картина.

 При выработке политики «модуля» и заключения сервис-контрактов стоит начать с самых простых процессов, например, освещение в подъездах и на входных группах.

 Изучая новые технологии в освещении, становится ясно, что за последние два года сильный прорыв сделан в технологиях изготовления солнечных батарей и светодиодных ламп. Стоимость производства их снизилась в несколько раз, и многие горожане уже оценили применение освещения на своих дачах за счет диодных светильников на солнечной энергии. Предварительные расчеты показывают, что указанное оборудование способно окупиться в течение полугода. Конечно, при оценке эффективности учитывается, что срок службы при высоком КПД таких батарей 1-2 года. Вопрос о снижении КПД через 2 года может быть решен заменой батарей, т.к. прибыль все равно остается.

 Уличное освещение реализации на основе солнечной энергии пока не целесообразно, а подсветка входных групп, лестничных клеток (или как минимум домовых знаков) может стать весьма эффективной.

 Теперь давайте представим, что подсветка домовых знаков, лестничных клеток и входных групп здания выполнена светодиодными светильниками с батареями на солнечной энергии по групповой инициативе жильцов. Для реализации проекта нужно выделить средства из ресурсов, отделяемых на нужды, в разрезе общедомовых нужд освещения. Именно эту часть реализации проекта невозможно выполнить без политической воли руководителей городского хозяйства, т.к. ни с юридической, ни с финансовой точки зрения выполнить ее не представляется возможным.

 В этом и заключается главная проблема создания замкнутой финансовой модели «вложения — прибыль». В уже сложившейся экономической системе городского хозяйства очень сложно обеспечить финансирование отдельных видов работ из состава общего обслуживания. Многие скажут, а зачем это вообще нужно, разве это не усложнит работу? Это только внесет ясность и возможность использования сервис-контрактов как основного средства для внедрения инноваций и борьбы с финансовыми злоупотреблениями. Например, подобный опыт по ремонту и сервисному обслуживанию дорог давно применяется в Скандинавских странах.

 Подводя итоги, стоит отметить, что реализация подобного подхода сулит весьма многообещающие результаты:
 - развитие гражданского сознания и рационального подхода в управлении жилыми домами;
 - содействие со стороны жителей в вопросах эксплуатации зданий и прилегающих территорий;
 - внедрение инновационных технологий на основе экономии ресурсов или повышения качества услуг;
 - создание конкурентной среды по отдельным видам работ в содержании объектов городского хозяйства;
 - для многих регионов это возможность увеличения занятости населения.

 Первым шагом по развитию и внедрению проектов с участием жителей городских поселений можно признать положительный опыт г. Москвы в программе благоустройства дворовых территорий.

Поделиться

перейти в список статей

Техдизайн Контакты:
Адрес: ул. Иркутская, дом 17, строение 3, подъезд 2, этаж 4, офис 11 107497 Москва,
Телефон:+7 495 771-60-61, Телефон:+7 495 771-76-60, Телефон:+7 495 771-76-61, Факс:+7 495 739–70–70, Электронная почта: info@tehdizain.ru
Мы в социальных сетях

© 2005-2024 «Техдизайн»
Продажа светильников и сервис!

Разработка Студия.ру

 

Купить в 1 клик

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 

Заказать модификацию

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 
  • Размеры помещения

    Длина м
    Ширина м
    Высота м
  • Выбор светильника

    Тип помещения

Рассчитать