0

Современные требования к освещению интерьеров помещений

- Введение
- Нормы
- Практика проектирования
- Требования к освещению в общественных зданиях
- Свет и цвет
- Динамика освещения
- Выводы

Введение.

В последнее время в свете появилось не мало публикаций с определениями и нормами, которые должны быть применимы к освещению. Было проведено много исследований, целью которых было просчитать необходимые и достаточные параметры освещения при самых обычных условиях. Результаты данных исследований предназначались для улучшения качества освещения тех помещений, которые являются рабочими в общественных зданиях. Несмотря на то, что выявленные светотехнические параметры, которые характеризуют качество освещения, увеличились в количестве, не наблюдается единой точки зрения на то, какие из них и каким образом должны быть применены на практике. Сложно также обеспечить соответствие визуальных наблюдений и полученных результатов расчета.

Свет действует по-разному на человеческий организм, поэтому очень важно учитывать широкий круг вопросов, а не ограничиваться уже существующими нормами и правилами, при проектировке искусственного освещения. Например, человек, который работает в офисе и занимается дома, имеет одинаковые требования к освещению своего рабочего места, поскольку сложность зрительного процесса будет одинакова. Из этого следует, что одинаково созданные рабочие места, которые похожи и внешне, будут изрядно утомлять, ввиду того, что создают эффект «продленного» рабочего дня.

Для того чтобы избежать этого дискомфорта, при сохранении всех норм освещения, эргономика предлагает разнообразить рабочие мест, как на работе, так и дома. Учеными многих стран, которые вплотную заняты проблемой освещения, было установлено что, в общем, время, в течение которого человек активно трудится, составляет более девяти часов в сутки. А, поскольку, современный человек значительную часть суток проводит в искусственно созданной среде с искусственным освещением, нужно выбрать подходящий способ освещения для создания самых оптимальных условий работы (чтобы, по-минимуму утомляться и по-максимуму быть работоспособным).

Люди, которые занимаются проектированием интерьеров (светотехники, архитекторы) несут ответственность за зрительную информацию, что получает человек в помещении. Проведенные результаты психологических тестов показывают, что для человека вреден как недостаток этой информации, так и ее избыток. В этом случае важнейшей задачей светотехников есть обобщить и сформулировать принципы и методы освещения общественных зданий, а также создать такие условия освещения рабочего интерьера, чтоб работающий человек как можно дольше перебывал в работоспособном виде и меньше уставал.

Нормы

Нормирование осветительных установок имеет много параметров и исходит от тщательных исследований. Данные исследования определяют зависимость условия освещения на зрительную работоспособность. Одним из данных параметров является освещенность, которую с легкостью можно поддать измерению. Зрительная работоспособность – это некоторая зависимость, которая показывает, с какой скоростью и надежностью зрительный анализатор может выполнить работу определенной сложности.
Для того, что бы выбрать нужный уровень, их классифицируют за: технико-экономическими показателями, субъективной оценкой наблюдателей и видимостью данного объекта.

Все эти критерии важны, но за частую выбирают зрительную работоспособность, и в некоторых случаях составляют с утомлением. Насчитывается множество работ, которые описывают влияние света на работоспособность зрительного анализатора. Для того, что бы спроектировать осветительную установку, необходим параметр – регламентируемое значение освещенности, от которого надо отталкиваться. Наиболее часто регламентируют освещенность в плоскости, где находится объект различения. Иногда эту плоскость делают условной на уровне 0,8 метра от пола, она должна быть горизонтальна, и полностью совпадать с рабочей поверхностью.

Если брать нормирование, которое используется в общественных зданиях, то в данном случае регламентируется меньшая освещенность, исходящая от общего освещения. И иногда в отдельных случаях можно ввести местное освещение. По данным последней статистики, зачастую указывают диапазоны значений освещенности. Эти диапазоны дают обеспечить оптимальные, или близкие к ним уровни освещенности, при различных особенностях установок и экономических возможностях. Для точной проектировки, высококвалифицированному специалисту, нужно учитывать массу параметров.

Основными из них являются: назначение исследуемого помещения, какое оборудование в нем находится, характеристику работ, которые будут вестись, время, которое будет затрачено на выполнение тех или иных работ.

Еще во времена СССР академическими институтами были произведены исследования, которые показали, что для рабочих мест с административным уклоном (письмо, чтение) оптимальная освещенность рабочей поверхности должны быть не ниже 500 лк. Этот уровень является нижней границей освещенности, но есть и верхний уровень освещенности для данного помещения, который не должен превышать 1000 лк.

Зачастую, указывают допустимую неравномерность освещенности в помещении. Если привести пример по нормам Нидерландов или британскому кодексу, то данная величина высчитывается как отношение Емин./ Емакс. Данное соотношение должно быть равным или превышать 0,7. Существует еще пространственная освещенность, которую давно также регламентируют. И если обратиться опять к британскому кодексу, то видно, что в нем существует понятие - средней сферической (скалярной) освещённости. Что же касается отечественного нормирования, то тут регламентируется средняя цилиндрическая освещённость. От освещенности, в данных случаях, зависит выполнение определенной работы с определенной сложностью. Если же говорить об освещении интерьера, то тут необходимый известный уровень пространственной освещённости.

Ранее было принято разделять характеристики освещенности на количественные и качественные. Но в нынешнее время очень редко используют такое разделение, так как основа показателя качества – насыщенность помещения светом, которая в свою очередь определяется уровнем пространственной освещённости. Основным требованием качественного освещения, которое официально нормируется, является качественное обеспечение зрительной работоспособности.

По проведению многочисленных исследований, во многих странах мира, были сформированы рекомендации, которые являются наиболее обоснованными. Выше было сказано, что в основном ранее нормы освещенности устанавливались только для выполнения зрительных задач определенной сложности. Требования, которые выставлены к уровням и равномерности освещенности, а также прямой блёскости определены довольно давно. Но если взять административные здания, то основной задачей в освещенности остается отражение блёскости. Все связано с тем, что блики, которые попадают на бумагу, снижают видимость из-за падения контраста.

Существует много разногласий в требованиях к освещению. Не однозначными являются мнения и в регламентации объективных светотехнических величин, которые определяют освещенность. С каждым днем происходит расширение научных исследований, и как следствие возникновение разногласий в том, что необходимо глубже обосновывать светотехнические требования. На данный момент не достаточно всего лишь определения качества освещения, исходя из надобности обеспечения зрительной работоспособности. Основной характеристикой, которая напрямую воспринимается глазом, является яркость. Именно по этой причине основой исследований и регламентации показателей качества освещения является распределение яркости в поле зрения. Общую задачу для простоты можно поделить на две. Одна из них – ограничение прямой блёскости, а вторая – ограничение отраженной.

В тот момент, когда стали регламентировать показатель дискомфорта, сделали большой шаг вперед. Зрительным дискомфортом можно характеризовать напряженностью и неудобством. Эти факторы могут быть вызваны путем резкой различной яркости в освещенном пространстве. В случае если человек будет находиться в аналогичных условиях на протяжении длительного периода времени, у него появляется рассредоточение внимания, отвлечение, зрительное и общее утомление. На данный момент существует ряд математических решений, которые позволяют рассчитать показатель дискомфорта. Если обобщить все эти решения, то все они требуют абсолютное значение яркости блёского источника, размещение источника к линии зрения, его размер и, наконец, уровень яркости адаптации глаза. От определения данного уровня очень существенно зависит результат.

Проект СНиП включает в себя регламентацию показателя дискомфорта. Если снова вернуться к британскому кодексу, то в нем регламентируется функция показателя дискомфорта, которая именуется индексом блёскости. Но, как и в другом, в этом мнения специалистов расходятся. Многие считают не целесообразным регламентировать этот показатель. Все дело в том, что на их мнение не может быть обеспечено необходимое соответствие расчетов при прямом визуальном наблюдении и с использованием несложных методов расчета. Исходя из этого, провели масштабную экспериментальную работу при разработке норм в Германии DIN 5035. В результате эксперимента создали графики, которые определяют допустимую яркость светильников, и зависят от уровня освещенности, высоты подвеса и защитного угла.

Из всех способов, которые были перечислены, ни один не ограничивает блёскость зеркальных бликов, которые отражены от объекта наблюдения или другого объекта, и могут быть размещены в поле зрения человека. В общих случаях дают рекомендации об установке светильников по отношению к предметам и рабочей поверхности. С точки зрения американских специалистов можно компенсировать снижение видимости, вызванное слепящей блёскостью, при помощи повышения уровня освещенности. Также они рекомендуют использовать призматические панели или панели, которые поляризуют свет и закрывают выходное отверстие светильника.

Но когда дело коснулось практики, то использование поляризующих панелей не стало целесообразным. Все из-за того, что стоимость светильников существенно выросла, а при этом световой поток снизился практически вдвое. При использовании призматической панели создастся кривая светораспределения. Данная кривая имеет название "Batswing" (крыло летучей мыши).

Данная кривая может обеспечить максимум силы света под углом 45° в плоскости поперечного сечение. При этом существенно снизиться максимальная сила света диффузного светораспределения, которой обладает светильник в плоскости продольного сечения. Кривая "Batswing" имеет достаточно широкое светораспределение с максимумом под углом около 50° в промежуточной плоскости. При углах до 30° к вертикали, данная кривая снизит появление отраженных бликов. Но, как и в прошлом случае, когда дело доходит до практики, универсальная эффективность панелей подводит. Одним из факторов является то, что повышается возможность появления бликов под углом 45°. А при размещении в помещениях с малой высотой и большими размерами, возможно повышение прямой блёскости.

При рассмотрении проекта СНиП видно, что абсолютное значение яркости ограничено в зависимости от размеров рабочей поверхности, в приложениях же даны общие советы по размещению светильников. Одним из советов является то, что при большом и среднем физическом контрасте между объектами, светящие поверхности светильников следует размещать так, чтобы их зеркальные отражения не находились в поле зрения работника".

Если все это учесть, то лучше всего применять комбинированную систему освещения (общее + местное). В случае не возможности размещения местного освещения, можно использовать локализированную установку светильников по отношению к оборудованию. Также делаются попытки ввести в регламент соотношение яркости поверхностей в интерьере. Одной из самых распространяемых была рекомендация соотношения по яркости фон и объект наблюдения. Если обратиться к номам Нидерландов, то видно следующие предложения: "Яркость объекта наблюдения непременно должна быть отличной от яркости окружающего фона не более чем троекратно, а от яркости периферии – не превышая десять раз". Очень похожие рекомендации можно встретить и в кодексах других стран.

Проводится много исследований, и на нынешний день однозначных числовых рекомендаций мало. Но в случае помещений, в которых выполняется конкретная зрительная работа, рекомендуют определенные значения яркости окружающего фона и периферии. В частности, если говорить о разнице в яркости потолка и стен, то яркость потолка на 20-30% должна быть больше яркости стен. Хотя эти данные обоснованы лучше всего, но и они не вызывают единогласное одобрение английских светотехников, которые аргументируют это что они весьма неопределенны.

При составлении нормативных документов были введены некоторые критерии, из-за попытки регламентировать качество освещения, при оценке восприятия интерьера в целом. Для того, что бы обеспечить нужную степень тенеобразования, рекомендовано, согласно, нидерландских норм, иметь соотношение горизонтальной и вертикальной освещенности, которая будет равна 4:1.

К сожалению, эта характеристика не совсем достаточна и не необходима для формообразующих теней. А если рассмотреть отечественные нормы, то в них ограничена пульсация светового потока. В результате, из-за плохой обоснованности критериев, из-за неоднозначных численных значений, проектирование осветительных установок, которые могут применяться в различных ракурсах, имеет серьезные трудности. Одной из них является обеспечение достаточной комфортности установки, притом, что бы она имела хорошие тенеобразующие свойства освещения.

В современных интерьерах его монотонность, что вызвано повышением яркости в поле зрения, что делается для удовлетворения требований зрительного комфорта. В результате вышесказанного мы видим, что нормативные документы пока не вполне обеспечивают оптимальных условий освещения. Критерии цветопередачи, которые были предложены нельзя считать достаточными, так как свет искусственно отделяется от цвета. Также совсем не учтены психологическое и биологическое воздействие света. Нет нигде путей, которые дали бы возможность удовлетворить все нормированные требования. В основном в новейших кодексах (США, Великобритания, Германия) есть нормы основных критериев и рекомендации, которые оговаривают ряд факторов в интерьерах конкретного предназначения. В случае определения оптимального варианта выполнения всех требований, можно положиться только на опыт проектировщика-светотехника, на его грамотность и квалификацию.

Практика проектирования

Сейчас оценка зрительного восприятия и создание оптимальных условий освещения являются очень актуальными вопросами и затрагивают очень широкие круги людей. По данным тематикам постоянно выходит масса научных работ и публикаций, эти вопросы изучаются во многих странах. Но, не смотря на такой спрос и интерес, результаты оказываются недостаточными.
Из-за того, что нет единой точки зрения. А все больше противоречий, а также из-за того, что нет оптимальной численной рекомендации, не возможно перейти с уровня рекомендаций до уровня обязательных требований. А не систематизированное разнообразие факторов очень усложняет простые инженерные расчеты, которые используются для проектировки осветительных установок. Для того, что бы охарактеризовать средний уровень проектирования можно привести публикации В.К.Ламсдена, в которых анализ 10000 проектов, выполненных в Англии. Далее приведены данные о квалификации авторов проектов.

Опытный инженер-светотехник - 150
Инженер-светотехник - 4020
Представитель промышленности - 2100
Потребитель, архитектор, подрядчик и т.п. - 3730
Если взглянуть на статистику, то мы видим, что на высоком уровне выполнены 150 проектов из 10000. А если посмотреть на проектировщика, то только 42% проектировались инженерами- светотехниками. Наверное, очень похожая ситуация и у нас. Лишь не большое количество осветительных установок проектируется опытными инженерами-светотехниками. Если посмотреть на расчет освещения интерьеров в общественных зданиях, то в данном случае расчет проводиться по среднему уровню горизонтальной освещенности. А что касается чертежей, то в них указывается приблизительное равномерное размещение светильников.

Во многих странах на практике проектирование далеко отстает от действующих норм. И не смотря на это, существует очень много осветительных установок, которые проектируются по последним научным исследованиям. В действительности надо усовершенствовать действующие нормы. Когда надо проектировать интерьер, должны совместно работать специалисты по свету, акустике и др. При проектировании освещения данного типа расширяется кругозор светильников, повышаются требования к оборудованию, которое используется. При всем этом меняется подход к решению вопросов освещения. Но остается много вопросов, на которые так и не получены пока конкретные ответы.

Одними из таких вопросов остаются – стоит ли совмещать искусственное и естественное освещение, что даст совмещение хорошего тенеобразования и равномерности освещённости всего помещения без превалирующих, под различными углами, световых потоков, какие вещи необходимы при перемене рабочего места. С каждым днем качества освещения пересматриваются. На данный момент только в английском кодексе есть рекомендации, которые направлены против монотонного равномерного освещения в административных зданиях, в которых высокий уровень освещения. На практике проектирование освещения предлагает разнообразие источников света и различных решений.

Субъективная оценка качества освещения набирает все большего распространения. Этой методике определяют очень большое внимание. Субъективная оценка качества может лечь в основу новых требований по освещению.

Требования к освещению в общественных зданиях

При определении требований к освещению можно применить пару аспектов: инженерный и физиологический. Для начала нужен единый универсальный подход в проектировании и эксплуатации оборудования, которое имеет разное назначение (светотехническое, электрическое, вентиляционное и т.д.). Для того чтоб это было экономически целесообразно в одном интерьере (что можно отнести не только к освещенности интерьера) нельзя размещать разные виды оборудования без комплексного инженерного проекта.

Для того чтоб интерьер был в целом гармоничен с улучшенной рабочей средой, нужно, например, всегда учитывать уровень шума в помещении. Ведь нельзя получить хорошие условия работы даже в хорошо освещенном помещении, если уровень шума будет неудовлетворительным. Свет в рабочей обстановке интерьера обеспечивает хорошую зрительную работоспособность и выполняет биологические, психологические и эстетические функции, поэтому сама задача освещения принимает комплексный характер.

При проектировке осветительных установок многофункциональность света учитывается крайне редко поскольку ни у кого, практически, не вызывает сомнений. Специалисты множества стран выступают против бестеневого равномерного освещения, поскольку само освещение должно учитывать не только инженерный подход в комплексе, но и разнообразные функции света в целом в интерьере. Свет как важный элемент окружающей среды (enviroment) все больше в последние годы описывается в специальной литературе по светотехнике.

При всем выше сказанном есть сравнительно совсем немного такой литературы, что бы описывала о роли освещения в архитектуре интерьера. Такой богатый материал как современная светотехника пока не используется в достаточной мере на практике у архитектора и дизайнера. В коем роде свет можно считать как строительный материал, как кирпич, камень или другие составные компоненты конструкции строений и зданий, поскольку чтобы их построить нужно хорошее освещение. Из-за этого свет и является одним из самых важных проектировочных факторов.

Многие уверенны, что взгляды на назначение и использование света нужно пересмотреть, поскольку развитие осветительных приборов, разнообразных источников света и систем управления освещением в целом достигло очень большого уровня, такого, что сейчас для определения функции интерьера искусственный свет играет большую роль, нежели естественное освещение. Но как видно из практики далеко не всегда дизайнеры и архитекторы умеют использовать свет правильно, что в некоторых случаях приводит к искажению проекта, поскольку интерьер может выглядеть очень искаженно, не так как планировалось, из-за неправильного и несоответствующего выбора самих источников света.

Для того чтобы этого избежать будущим дизайнерам и архитекторам нужно уделять большое внимание светотехническому образованию. Необходимо уделить большое внимание субъективной оценке, которая помогает обосновывать новые требования и оценивать качество освещения лучше, нежели строгое численное значение специальных нормируемых величин. Каждый наблюдаемый интерьер требует отдельной оценки своих характеристик, в некоторых случаях только анализ субъективных данных, иногда объективных измерений и анализ субъективных данных и редко – только лишь объективных измерений.

Иногда людей очень утомляют слишком переосвещенные интерьеры рабочих мест и общественных помещений. Но в таком случае, для этих помещении, свет можно использовать для организации и деления рабочего пространства. Свет являет собой средство, нуждающееся в развитии и исследовании, сам по себе он требует творчества, желания учиться и постигать новое. В конечном счете, освещение является только технической проблемой для дизайнера, которую нужно понять, если он хочет им овладеть.

Для архитектора, который проектирует интерьер (если он желает остаться хозяином интерьерного проекта), необходимо специальные знания, чтобы разобраться в технических и зрительных требованиях к освещению. И еще очень важно знать терминологию, чтобы без затруднений обсуждать вопросы по делу со специалистами.
Очень важную роль в освещении помещений играет психологическая сторона, хоть и довольно редко обсуждается в специальной светотехнической литературе. Современные статьи указывают на важность воздействия света на человека с психологической стороны. Воздействие света частично формирует настроение, создает субъективное впечатление тепла или холода, определяет общую среду, насыщенную светом или сумраком.

Психологическое действие тесно связано с цветностью, которая характеризуется насыщенностью цвета и цветовым тоном, в чём хорошо видно барьер между техникой освещения и цветоведением. Именно результаты некоторых психологических исследований играют важную, можно сказать, главенствующую роль, в определении оптимальных условий освещения рабочего места. Специалисты при разработке общих требований к освещению еще не могут ответить на все вопросы, такие как биологическое действие оптического излучения, вопросы по динамике освещения и светоцветовой среды для того чтоб оптимально создать обстановку.

Свет и цвет.

В практике по светопроектированию имеется раздельный подход по решению «световой» среды и «цветовой». А поскольку на ранних этапах развития световой техники была оправдана значительная сложность в получении результатов, сейчас основой для определения световых и цветовых расчётов, для оценки зрительного восприятия, стали данные экспериментов, которые разделяют количественные и качественные восприятие цветности от яркости. Кодексы и нормы, которые предъявляют много требований к искусственному освещению, намного больше внимания уделяют световым характеристикам, нежели вопросам цвета.

Международная Комиссия по Освещению (МКО) сделала попытку регламентировать индекс цветопередачи, которая не была удачной, потому что индекс цветопередачи определяется только лишь степенью приближения спектра излучения источника цветности с определённой цветовой температурой к цвету излучения черного тела. Из-за чего лампы накаливания всегда имеют индекс цветопередачи на максимуме (что равен 100%), но в некоторых случаях цвет таких ламп нельзя назвать оптимальным.

Для обеспечения взаимозаменяемости ламп в нужных предела, одного только индекса цветопередачи недостаточно, это также не решает проблемы с оценкой качества спектрального состава ламп. Нужно заметить, что спектр излучения таких ламп далек от идеального светового излучателя, поэтому у него довольно низкие значения индекса цветопередачи. Собственно, именно поэтому, решение вопроса о количественной и качественной оценке цветопередачи является очень важным для того, чтобы внятно аргументировать выбор источников света, как по техническим, так и художественным параметрам, также, для обеспечения полного соответствия проекту, где уже реализована осветительная установка. Цветопередача является только воспроизведением цвета при освещении любым источником света в сравнении с другим, который принят за образцовый. Но при этом появляется гораздо более сложная задача выбора именно образцовых источников.

Рассматривая свет как некий элемент жизненной среды отдельного индивида, оценка спектрального состава по цветопередаче, не будет в полной мере достаточной при оптимальности существующих идеальных источников света.
В данное время, для различных целей продолжаются поиски улучшить состав и создать абсолютные оценки высокого качества воспроизведения цветов. Это объясняет разработка и выпуск многими фирмами ламп накаливания и «цветных» газоразрядных ламп. Стимулом таких исследований в области восприятии света послужило применение именно люминесцентных ламп.

В 1941 г. опубликована была хорошо известна в узких кругах работа А.Крюйтгофа, что определяла определенную зависимость зрительного комфорта от цветности излучения и уровня освещенности.
Результаты данной работы не стали общими данными для обоснования норм освещения помещений, но они вошли во многие общие учебники по светотехнике и иногда имеют место при проектировке освещения рабочих зон.

Поскольку на сегодняшний день так точно чувствовать изменение цвета, как человеческий глаз ни один прибор не в состоянии. Исследователи применяют разные методы излучения влияния любого цвета на человека и получают разные, даже противоречивые результаты. Резко менять физиологическую реакцию глаз человека при субъективной оценке может только психологический фактор, поскольку улавливает даже минимальную психологическую настроенность наблюдателя и может зарегистрировать незаметную разницу в цвете.

Динамика освещения

Динамику можно рассмотреть как изменение уровня освещённости (интенсивности освещения) во времени. Динамика возникает в процессе изменения линии направленности человеческого зрения, в движении, поворота головы в интерьерном пространстве, а также с изменением режима освещения рабочего пространства (регулировка световых потоков разных источников излучения), и как динамика цветности излучения и спектрального состава. Основные вопросы динамики освещения это: установление самых оптимальных диапазонов изменений и их соответствие с изменением интенсивности освещения в естественных условиях и спектрального состава излучения.

Как при проектировании любой светоустановки, так и при оценке её дальнейшей эффективности, необходимо учитывать разнообразные аспекты комплексного подхода к самому свету, который является одним из важных элементов жизненной среды человека. Он также связан с множеством других элементов и оказывает очень важное и многостороннее воздействие на человеческий организм. Как справедливо утверждал П.Джей, неоправданным является распространенное положение о комплексной среде как о совокупности некоего ряда определенных физических условий (начальная планировка,  уровни освещённости, оборудование, соответствующая температура кондиционирование воздуха в помещении и другое.) без учёта многочисленных психологических, физических и, конечно же, , социальных факторов.

Выводы

1. Действующие в различных странах мира нормы, кодексы и правила по светоосвещению основываются на определенных критериях, что обеспечивают и характеризуют зрительную работоспособность человека (скорость восприятия, контрастная чувствительность, острота зрения, и другое.). Критерии зрительного впечатления в целом (к примеру, цилиндрическая или сферическая освещённость) имеют место, пока только в кодексах некоторых отдельных стран, а критерии, которые оценивают морфофизическое действие света на организм любого человека - в настоящее время не существует ни в одном кодексе.

2. Практика создания, как современных типовых, так и уникальных осветительных установок полна заявлений о недостатке критериев работоспособности зрительской, о противоречивости и необъективности числа требований, содержащихся в отдельных статьях кодексах. Так, создание ОУ, при котором максимально равномерно идет распределение яркости, обеспечивает оптимальную зрительную работоспособность, но не избавляет от ощущений монотонности и однообразия, а они, в свою очередь, неблагоприятно отражаются на производительности труда. Вследствие чего, необходимо с осторожностью подходить к "обособленному" проектированию осветительной установки, поскольку она уже в большей степени является элементом общего инженерного оборудования интерьера.

3. За последние десятилетия в значительной мере добавилось число научно-исследовательских работ, которые направлены на изучение различных функций света в каждом интерьере помещения. Оказывается, что устоявшийся взгляд на свет, как на вспомогательное средство, обеспечивающее работоспособность органов зрения, чего явно недостаточно. Оптическое излучение, в большой степени обеспечивает морфофизическое воздействие на организм людей, что приводит к очень существенному повышению человеческой работоспособности, что, в свою очередь, способствует сопротивляемости заболеваниям и усталости на рабочем месте.

4. Во всех мировых странах стремятся к тому, чтоб пересмотреть и совершенствовать осветительные нормы, кодексы и существующие правила. При этом повсеместно наблюдается сходство решений:
• обеспечить значительное улучшение качества освещения, отталкиваясь от увеличения уровня освещённости,
• улучшения тенеобразования
• ограничения слепимости и блёскости,
• введением критериев,
• ограничения пульсации светового потока,
• оценивающих цветопередачу и другое.

5. Один из факторов недостаточной проработанности и обоснованности действующих норм в светотехнических кодексах и правилах – это недостаточное использование в практике полученных наукой результатов. Лишь очень малое количество проектируемых установок отвечает современным представлениям об оптимальных условиях освещения. При сегодняшнем состоянии регламентирования и нормирования осветительных установок, проектная работа для получения хороших результатов должна, собственно, проходить на уровне научных разработок.

6. Изучение и анализ специальных источников, описывающих принципы и способы освещения зданий административного типа, приводит к тому, что свет требуется рассматривать как важнейший элемент среды, как рабочей, так и трудовой для человека. Из этого вытекает, что как при разработке и оптимизации принципов и способов освещения, а также и в практике создания осветительных установок необходим всесторонний подход, который условно можно разделить на три аспекта:
а) свет выполняет различные и многообразные функции, то есть он сам является комплексным фактором;
б) свет, как один из элементов среды обитания человека, эффективность его действия напрямую зависит от многих других элементов: температуры и состава воздуха, наличия и степени шума, эстетического воздействия окружающей обстановки и другое;
в) осветительные установки технически и экономически рентабельно объединять с другим инженерным оборудованием интерьеров помещений.

7. Проблема света как незаменимой составляющей жизненной среды человека, имеет множество различных вопросов, требующих внятных ответов, изучения и разработки. Фундаментально исследовав материалы, как мировой светотехнической литературы, собственно можно сделать вывод, что возможности светотехников не позволяют справиться с этой проблемой только своими силами, а это в свою очередь, очень существенно тормозит развитие современной светотехники. К её разработке нужно привлекать специалистов различных профилей (биологов, психологов, светотехников, гигиенистов, дизайнеров, архитекторов и других профессионалов.) и стран мира. Необходимо искать способы интеграции, объединять усилия, которые будут направлены на решение светотехнических вопросов. Исследования также должны вестись по единому определенному плану.

Поделиться

перейти в список статей

Техдизайн Контакты:
Адрес: ул. Иркутская, дом 17, строение 3, подъезд 2, этаж 4, офис 11 107497 Москва,
Телефон:+7 495 771-60-61, Телефон:+7 495 771-76-60, Телефон:+7 495 771-76-61, Факс:+7 495 739–70–70, Электронная почта: info@tehdizain.ru
Мы в социальных сетях

© 2005-2024 «Техдизайн»
Продажа светильников и сервис!

Разработка Студия.ру

 

Купить в 1 клик

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 

Заказать модификацию

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий

 
  • Размеры помещения

    Длина м
    Ширина м
    Высота м
  • Выбор светильника

    Тип помещения

Рассчитать